Наставничество молодых специалистов в школе можно условно разделить на три этапа. В зависимости от задач они могут быть разбиты на подзадачи.
Знакомство
Здесь важно разделить роль руководителя и наставника. Непосредственный руководитель (директор или заместитель директора) отвечает за всю школу и не может регулярно отвлекаться на вопросы. Поэтому первичную адаптацию берет на себя наставник.
Обучение
У молодого специалиста обязательно появятся вопросы, некоторые из них лучше разобрать вместе с наставником. Как правило, они касаются внутреннего документооборота, взаимодействия между учителями, учениками, их родителями, а также администрацией. Наставнику необязательно лично разбирать каждый вопрос, но он обязан выстроить процесс так, чтобы молодой специалист получил оперативный ответ.
Допустим, молодой учитель решает провести открытый урок в рамках предметной недели в школе. У него есть конкретная тема и урока, скорее всего, есть свои приемы и стиль ведения урока, которые он хотел бы внедрить в работу. Во все тонкости проведения открытого урока с «наскока» не вникнуть, поэтому задача наставника выслушать молодого специалиста, дать свои разъяснения и впоследствии закрепить на практике.
Контроль
Этот блок позволяет понять, насколько хорошо молодой специалист применяет знания на практике. В зависимости от вида деятельности контроль выстраивается по-разному. В деятельности по подготовки к диагностикам, качество работы отслеживается через конкретные показатели (результаты предметных диагностик), качество самих уроков по предмету можно оценить при их посещении. При этом, важно дать обратную связь молодому специалисту, для возможности определения дальнейшей зоны роста.
Система наставничества фокусируется не только на качестве работы, но и на развитии навыков. Например, молодой специалист освоил ведение предметных уроков, но ведение кружков на недостаточном уровне. Значит, наставник рекомендует проработать качество проведение кружка. Через определенное время разбирается прогресс молодого специалиста по этой задаче.